Час занимательной химии для учащихся 2-7 классов
"Первое знакомство с химией".
Учитель химии Т.П.Калашникова.
В подготовке и проведении внеклассного мероприятия участвовали члены химического кружка, учащиеся 9, 10 класов. Они подготовили и провели занимательные опыты.
Вступительное слово учителя в форме беседы с учащимися.
Учитель:
Что же такое химия? Это наука о веществах и их превращениях.
Что такое вещество? То, из чего состоит всё на свете. Книжки, которые вы читаете; стулья, на которых вы сидите; дома, в которых вы живете; одежда, в которую вы одеты; то, что вы едите.
Так что химия - обширная наука. Она имеет дело с самыми разными веществами - жидкими и твердыми, бесцветными и яркими, прочными и хрупкими, полезными и вредными. Уже сейчас известны миллионы веществ, а сколько их ещё не открыто...
И не случайно более 200 лет назад гениальный русский ученый М.В.Ломоносов говорил: "Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие...".
С необычайной точностью и прозорливостью определяют эти слова могущество химии, её место в жизни, растущую роль в современной технике, производстве, быту.
Разнообразные химические процессы превращения непрерывно происходят и в окружающем нас мире.
Что же такое превращения? Когда одно вещество становится другим. Или так: было одно - стало два. Или так: было два - стало одно.
Всё глубже и глубже проникают ученые в тайну вещества, заставляя его совершать удивительнейшие превращения.
С химическими превращениями или реакциями вы встречаетесь в повседневной жизни. Обыкновенный кусок мыла и сложный фотоэлемент, платье, которое мы носим, бумага, на которой мы пишем, - тысячи и тысячи предметов и веществ получены при помощи химии, путем использования различных химических реакций.
Члены химического кружка показывают опыты с веществами, хорошо всем известными из повседневной жизни.
Опыт 1. Гашение питьевой соды (NaHCO3) уксусом (в NaHCO3 добавляем раствор уксусной кислоты).
Опыт 2. Обнаружение крахмала в картофеле (на срез картофеля капаем капельку Y2).
Опыт 3. Опыт, демонстрирующий, что в состав воздуха входит 1/5 часть О2 (прибор).
Опыт 4. Изменение окраски (3 стакана: в одном Na2CO3, в другом капелька фенолфталеина, в 3-ем уксусная кислота).
Опыт 5. «Дым без огня» (цилиндр смачиваем HCl, и бросаем туда ватку, смоченную нашатырным спиртом).
Опыт 6. «Кровь без раны» (используются реактивы хлорид железа FeCl3, роданид калия KCNS, образуется соль кроваво-красного цвета).
Опыт 7. Горение Mg в H2O (Mg поджигается и опускается в воду).
Опыт 8. Горение С (угля) в селитре (NaNO3) (NaNO3 нагревается, при нагреве разлагается с выделением О2, в кислороде загорается уголёк).
Опыт 9. «Несгораемый платок» (влажный носовой платок смачивается спиртом и поджигается).
Опыт 10. «Вулкан» (соль дихромат аммония разлагается при t0 с выделением газа N2, создается впечатление извержения вулкана).