Повышение роли семьи в
воспитательно-образовательном процессе.
В последнее десятилетие новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектом образовательного процесса, а значит, возложила на них ответственность за качество образования их детей. Часть родителей активно стремится к педагогическому самообразованию, пытается разобраться в сущности современных образовательных процессов, в особенностях образовательной программы школы, учебных программах и учебниках, по которым работают педагоги. Но есть и такие, отношение которых к воспитанию своих детей не позволяет говорить об успешности их педагогического просвещения.
Анализ опыта работы по организации взаимодействия семьи и школы позволяет утверждать, что массовый охват родителей одинаковыми формами работы малоэффективен. В современной образовательной практике приоритетными становятся дифференциация, личностно-ориентированный подход по отношению к семье, родителям. Поэтому в программе развития школы обозначены шесть основных параметров сотрудничества школы и семьи:
- изучение семей;
- информирование родителей;
- просвещение родителей;
- консультирование родителей;
- обучение родителей;
- совместная деятельность педагогов и родителей.
Предполагается, что изучением и информированием должны быть охвачены все родители. Успешность программы развития будет определяться взаимными потребностями семьи и школы.
Направления |
Мероприятия |
Изучение семьи |
1. Создать диагностическую психолого- педагогическую службу школы. 2. Сформировать базу данных о семьях учащихся, отразив в ней информацию о: - социальном составе семьи; - уровне образования родителей; - социальном и экономическом статусе семьи. |
Информирование родителей |
Совершенствовать информационное поле школы с ориентиром на родителей учащихся. Регулярно оформлять: - сменную доску объявлений для родителей о жизнедеятельности школы; - выпуск тематических родительских бюллетеней в начальной школе, посвященных возрастной психологии, современным тенденциям в образовании; - стенд «Наши родители»; - стенды о педагогах школы; - информацию о текущих достижениях школы и достижениях за учебный год. |
Просвещение родителей |
1. Сформировать в школе на базе методического объединения классных руководителей творческую группу учителей с целью организации просветительской деятельности. 2. Разработать сквозную программу родительских собраний для родителей учащихся 1-5 классов. 3. Разработать программу «Преемственности в школе для 1-х, 5-х классов. |
Обучение родителей |
1. Разработать сквозную программу обучающих семинаров для родителей. 2. Разработать рекомендации для родителей по оказанию ими помощи в ходе исследовательской деятельности обучающихся. |
Консультирование родителей |
1. Создать консультативный центр для родителей. 2. Создать консультативную службу для классных руководителей. |
Совместная деятельность педагогов и родителей |
1. Регулярно проводить родительский день открытых дверей. 2. В каждом классе создать родительский комитет. 3. Привлекать родителей к участию в классных и школьных мероприятиях. |